В госбюджет в июле поступило почти на половину больше, чем было запланировано. О перспективах выполнения бюджетных планов ЭП рассказал Даниил Гетманцев, председатель комитета Верховной Рады по финансам, налоговой и таможенной политике. «Минфин» выбрал главное.

Доходы выросли, расходы сократились
Выполнение доходов государственного бюджета значительно улучшилось. Доходы общего фонда составили 169,6 млрд. грн. Это на 72,3 млрд грн (+74,3%) больше, чем в прошлом месяце, и на 94 млрд грн (+124,3%) больше, чем в аналогичном месяце прошлого года.
Расходы общего фонда были осуществлены в размере 182,5 млрд грн, что соответствует 94,9% бюджетной росписи в месяц (для сравнения: в июне этого года выполнение росписи составило — 83,3%, в мае — 67,3%).
Стоит отметить, что расходы в июле были несколько меньше, чем среднемесячные расходы общего фонда с начала войны (194,9 млрд грн), и существенно меньше, чем в предыдущем месяце (232,4 млрд грн — июнь).
Как следствие рост доходов и сокращение расходов, а дефицит общего фонда сократился до 4,7 млрд грн.
Факторы воздействия
На улучшение выполнения госбюджета в июле (по сравнению с июнем) по доходам повлияло несколько факторов:
- Наступление предельного срока уплаты налогов и сборов для плательщиков, которые согласно изменениям в Налоговый кодекс могли воспользоваться соответствующей отсрочкой до окончания июля.
- Возврат налогообложения импорта для ввозимых плательщиками единого налога товаров и транспортных средств, ввозимых гражданами.
- Меньшие объемы возмещения НДС.
- Значительные поступления международной внешней помощи (грантов), которая в июле составила 80,4 млрд. грн., или 47,4% доходов общего фонда. Для сравнения: в июне объем предоставленных грантов был более чем в 2 раза меньше (38,1 млрд. грн.).
В июле поступило безвозвратной внешней помощи в бюджет больше, чем за первое полугодие 2022 г. (79,6 млрд грн).
Меры по детенизации уплаты прежде всего внутренних налогов также позволили ощутимо усилить нашу фискальную устойчивость.
Нагрузка на бюджет остается сверхтяжелой
Впрочем, при реальном падении экономики – на 28% нагрузка на бюджет остается сверхтяжелой. Чтобы понять это, приведу несколько простых цифр:
- Расходы бюджета по общему и спецфонду за 7 месяцев на 2/3 больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- В первом полугодии расходы на оборону, безопасность, правопорядок составляли около половины (47,5%) расходов госбюджета.
- В мае-июне прямые расходы только на оборону из бюджета составляли почти по 100 млрд. грн. в месяц. В то время как в 2021 году Украина потратила почти такую сумму (127,5 млрд грн) на оборону, но только за год.
- За 5 месяцев с начала войны доходы бюджета (без внешних грантов) покрывают только (!) 40% расходов бюджета.
- Дефицит общего фонда за 7 месяцев составил 411,3 млрд грн, или более чем в 8 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Почти половину (48%) потребности в бюджетном финансировании с начала года Украина закрывала за счет внешней помощи (льготные) кредиты и ссуды), еще треть — за счет монетизации дефицита Нацбанком.
Относительно последнего источника это хрупкая конструкция для финансовой стабильности, но она дала возможность выиграть время. Есть понимание необходимости постепенного сокращения и сворачивания такого финансирования в следующем году с его замещением более рыночными внутренними заимствованиями.
Какие дальнейшие перспективы выполнения бюджета
Следовательно, дальнейшие перспективы выполнения бюджета зависят прежде всего от того, как и когда Украина достигнет победы над врагом, внешней поддержки, адаптации бизнеса к военным условиям, в т. ч. через помощь государства.
Главная задача на следующие 5 месяцев — в бюджетно-налоговой сфере обеспечить:
- эффективное администрирование налогов и сборов ГНСУ и ГТСУ;
- бесперебойное финансирование ВСУ, социальной поддержки социально уязвимых групп населения, численность которого резко увеличилась, критической инфраструктуры и прохождения отопительного сезона;
- поддержку бизнеса через предоставление государственных гарантий, компенсацию части кредитной ставки, предоставление грантов, покрытие военных рисков и т.д.
В зависимости от развития событий будем определяться с принятием проекта бюджета на следующий год, который в мирное время начинался для парламента в середине сентября.